Воспитание в дисфункциональной семье формирует те психологические особенности, которые составляют почву созависимости. Рассматривать созависимость только как ответную реакцию на стресс в семье в виде химической зависимости у одного из членов было бы неверно. Стресс выступает как триггер, пусковой механизм, чтобы имевшаяся почва пришла в движение.
Из практики групповой психотерапии жен больных химической зависимостью следует, что в группе из 12 женщин обычно 9 человек являются дочерями больных алкоголизмом отцов или матерей.
Предлагалаем несколько вопросов, которые помогают понять — хорошо ли Вам в вашей семье:
- На что похожа ваша семья?
- Вам нравится жить в вашей семье в данный момент?
- Вы чувствуете, что живете с друзьями, людьми, которые вам нравятся, которым вы доверяете и которые симпатизируют и доверяют вам?
- Быть членом вашей семьи весело и интересно?
- Можно ли семью, в которой вы выросли, назвать, в какой-то степени удачной?
- А семью, в которой вы живете сейчас?
Если вы несчастливы в вашей семье, если происходит что-то, что вам не нравится, но изменить это никак не получается — это повод обратиться к психологу.
Для родственников и близких, чьи родные проходят лечение в клинике «Ключи» создана школа для созависимых.
Цели нашей школы: Главная ценность семейной психотерапии — помощь в превращении дисфункциональной семьи в функциональную.
Признаки дисфункциональной семьи:
- Отрицание проблем и поддержание иллюзий.
- Вакуум интимности.
- Замороженность правил и ролей.
- Конфликтность во взаимоотношениях.
- Недифференцированность "я" каждого члена ("Если мама сердится, то сердятся все").
- Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной.
- Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия.
- Склонность к полярности чувств и суждений.
- Закрытость системы.
- Абсолютизирование воли, контроля.
Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые — хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.
Признаки функциональной семьи:
- Проблемы признаются и решаются.
- Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества).
- Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся.
- Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности.
- Родители делают то, что говорят.
- Ролевые функции выбираются, а не навязываются.
- В семье есть место развлечениям.
- Ошибки прощаются, на них учатся.
- Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.
- Любой из признаков функциональной семьи может стать целью одного из занятий по групповой психотерапии.
Задачи нашей школы:
- Дать психологические знания о проблемах зависимости и созависимости.
- Разобрать причины появления созависимых деструктивных семей.
- Освоить навыки здоровых отношений.
- Ознакомить с рациональными стилями жизни и эффективными стратегиями поведения.
Методы: Лекции, индивидуальное консультирование, семейное консультирование, индивидуальная и групповая психотерапия, редко, по показаниям, медикаментозная терапия. Практикуется ведение дневника, выполнение домашних заданий, чтение рекомендуемой литературы.